Институт развития дуального образования

Автономная некоммерческая организация «Институт развития дуального образования» учреждена в 2017 году ПАО «ЧППЗ» и АО «ПНТЗ» с целью апробации и тиражирования управленческих инноваций, разработанных в рамках реализации образовательной программы «Будущее Белой металлургии».

Так как программа, основанная на модели дуального образования, является совместной деятельностью государственной образовательной организации ГАПОУ СО «Первоуральский металлургический колледж» и предприятием-работодателем АО «ПНТЗ», необходимо было разработать и закрепить в локальной нормативной базе принципы, цели и механизмы управления образовательным и воспитательным процессом. Первым шагом к построению системы управления процессами дуального образования стала разработка и внедрение на АО «ПНТЗ» корпоративного стандарта «Управление системой дуального образования», в котором установлены требования к участникам и заинтересованным сторонам программы «Будущее Белой металлургии», сформирована матрица ответственности за процессы руководителей колледжа и завода, определены ключевые показатели результативности Программы. (с текстом Стандарта можно познакомиться здесь >>)

Также, одной из важных задач, определенных требованиями Стандарта, было формирование коллегиальных органов управления системой дуального образования. Такими органами стало Учебно-методическое объединение (УМО). 

Основной функцией УМО является экспертиза и утверждение учебно-методической базы дуального образования со стороны работодателя с учетом требований производства, а также стыковка теоретической программы с практической частью обучения, которую студенты осваивают в Образовательном центре и в цехах ПНТЗ (ознакомиться с Положением об УМО можно здесь >>). Основные образовательные программы и их компоненты проходят плановое рассмотрение экспертами УМО, для специальных дисциплин привлекаются эксперты с производства. 

Кроме указанного коллегиального органа управления, принимающего, в большей мере, стратегические и тактические решения программа «Будущее Белой металлургии» нуждалась в органе операционного управления текущими процессами взаимодействия колледжа и завода, сквозным образом затрагивающими руководителей функциональных направлений – профориентационной деятельности, методического обеспечения, организации учебного процесса, воспитания и социально-психологической поддержки, практического обучения и трудоустройства.

В рамках совместных инициатив программы «Будущее Белой металлургии» , Агентства стратегических инициатив, Министерства просвещения и Правительства Свердловской области в 2018 году на экономическом форуме в г. Сочи было подписано Соглашение о реализации федерального эксперимента по созданию эффективного механизма управления – Управляющей компании на базе АНО «Институт развития дуального образования» (ИРДО).

Чтобы получить легитимное право выполнять поставленные перед управляющей компании задачи, Институтом развития дуального образования совместно с Министерством образования и молодежной политики Свердловской области был разработан новый формат соглашения между колледжем и Управляющей компанией – Договор о совместной деятельности по совместному выполнению отдельных функций, в рамках которого часть управленческих функций колледжа была разделена между колледжем и Управляющей компании. В соответствие с Договором, колледж и УК совместно осуществляют следующие направления деятельности:

  • нормативное регулирование деятельности Образовательных учреждений, стандартизация дуального образования;

  • взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления;

  • мониторинг рынка труда и взаимодействие с работодателями;

  • реализация профориентационных программ и проектов;

  • эффективное управление имущественным комплексом и финансово-хозяйственной деятельностью Образовательных учреждений;

  • управление качеством образования на основе выполнения требований государства и работодателей к компетенциям и квалификациям выпускников;

  • обеспечение эффективной кадровой политики Образовательных учреждений, направленной на подбор, оценку, развитие, повышение квалификации, социальное обеспечение педагогического состава;

  • масштабирование опыта формирования и развития модели дуального образования.

Наиболее важной задачей координационной работе Управляющей компании стало не только повышение качества процессов дуального образования, но и внедрение образовательных инноваций: настройка системы персонализированного образования и цифровизация учебного процесса, повышение эффективности деятельности хозяйственной деятельности, внедрение инструментов производственной системы в образовании. Последнее направление получило наименование «Проект «Бережливый колледж».